Обращение в ФАС, сроки подачи жалоб

Команда Tender-Gold предлагает помощь и защиту Ваших интересов в рамках подготовки или принятия участия в государственных и коммерческих тендерах. В случае необоснованного отклонения заявки или другого нарушения законодательства в области тендеров мы подготовим жалобу в ФАС (Федеральную антимонопольную службу) и отстоим Ваши права.

Эксперты Tender-Gold защитят Ваши права в ФАС

Рано или поздно у активных участников тендерных закупок происходят ситуации, когда их интересы нарушаются. В этот момент важно отстоять свою правоту, став под защиту Закона. Контрольным органом, который регулирует вопросы конкуренции, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Если Ваши интересы были нарушены муниципальным, региональным или федеральным Заказчиком торгов, Вы можете обратиться с соответствующей жалобой в федеральное или территориальное подразделение ФАС.

Статистика обращений в ФАС

Мы проанализировали статистику направления жалоб в ФАС с 2014 года. Количество обращений неизменно увеличивается. Наряду с ростом общего числа жалоб, растет количество обращений, которые признаны обоснованными, либо частично обоснованными. В этих случаях заказчики сумели защитить свои интересы.

*Данные за 2017 г. приведены за первое полугодие

Число жалоб, признанных обоснованными ФАС, неуклонно растет

Цифры красноречиво свидетельствуют, что собственные права в рамках тендеров можно и нужно защищать. Подавать или не подавать жалобу в ФАС, безусловно, определяете Вы, как Заказчик. Для принятия такого рода решения, мы рекомендуем ответить на 4 вопроса, которые обозначены на слайде.

Можно пойти защищать свои интересы в суд, и в ряде случаев это единственный инструмент. Например, если Вы вовремя не подали жалобу в ФАС или не сумели отстоять в ФАС собственные интересы. Однако это затратный механизм и по времени, и с точки зрения финансов. Более того, практика показывает, что, даже получив положительное решение в судебной инстанции, Вы можете столкнуться с тем, что контракт уже выполнен, а победителей не судят.

ФАС защищает участников торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Защиту интересов в ФАС предоставляет как законодательная норма 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. С нашей точки зрения, нормы, которые содержатся в 44-ФЗ, более точны и корректны. Если мы говорим о тендерных процедурах в рамках 223-ФЗ, нужно понимать, что это царство Заказчика. Если государственный Заказчик опубликовал в Единой информационной системе процедуру в соответствии с Планом и Положением о закупке в предусмотренный Федеральным законом срок, шансов отстоять свои права и доказать, что он нарушил условия конкуренции, практически невозможно.

Когда подавать жалобу в ФАС?

Обращение в ФАС является инструментом, которым важно владеть и пользоваться. Подавать заявление можно и до даты окончания подачи заявок, и после.

 

До даты окончания подачи заявок

После даты окончания подачи заявок

Заявитель жалобы

любая организация

Участник закупки  

Предмет жалобы

положения документации о Закупке

действия Заказчика или комиссии по закупке

Цели направления жалобы

изменение требований к:

  • товару;

  • Поставщику.

  • допуск к участию в закупке;

  • заключение контракта.

Подача жалобы в ФАС до окончания срока подачи заявок для участия в торгах расширит рамки возможностей и поставит именно Ваш товар, если он соответствует условиям тендера, в выгодные условия. Если требования Заказчика, которые содержатся в документации о закупке, явно прописаны под какой-то конкретный товар или поставщика, предметом жалобы станет Положение документации о закупке.

Однако, перед подачей жалобы в ФАС, мы рекомендуем Вам отправить запрос организаторам торгов с просьбой дать разъяснение по ситуации. В ряде случаев мы добивались, что в документацию о закупке вносили изменения. У наших Партнеров появлялась возможность принять участие в тендерах, которые им казались интересными.

Подача жалобы в ФАС после окончания срока подачи заявок для участия в тендере ограничивает Ваши возможности. Можно жаловаться только на действие комиссии и лишь в том случае, если Вы были участником закупки. В иной ситуации остается один инструмент – обращение в суд. Если окончился срок подачи заявок, Вы можете жаловаться только на допуск к участию или на условия заключения контракта. Не удивляйтесь, иногда даже на этом этапе государственные заказчики нарушают законодательство.

Не бойтесь последствий подачи жалобы в ФАС. Не отказывайтесь от выгодных контрактов

В портфолио Tender-Gold есть ряд примеров, когда наши Партнеры, обращаясь с помощью экспертов в ФАС, добивались признания победителями закупочной процедуры и успешно выполняли государственный контракт. Победители сумели доказать Заказчикам, что они хорошие исполнители, показав результаты своей работы. Заказчики увидели, что их требования выполняются, с исполнителями работать комфортно, контракты были выполнены.

Не сомневайтесь, даже на этапе заключения контракта, у Вас есть возможность достучаться до Заказчика торгов. Не нужно бояться последствий подачи жалобы в ФАС. Если Вы не дадите повода, Заказчик не отправит Вас в реестр недобросовестных поставщиков. Ответственно подходите к своим обязанностям, и результат не заставит себя ждать.

Основные каналы подачи жалобы в ФАС

Важным условием успешной подачи жалобы в ФАС является соблюдение сроков, указанных в статье 105 Закона о контрактной системе. По истечении отведенного времени обжалование действий или бездействия Заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки или аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено несколько способов подачи жалобы в ФАС на организаторов или Заказчиков тендеров.

Личная подача жалобы при посещении территориального подразделения ФАС. Принимая жалобу к рассмотрению, сотрудники ведомства поставят штамп, свидетельствующий о регистрации заявления. При личной подаче претензии есть важный нюанс: жалобы принимаются по территориальному признаку. Если государственный Заказчик находится в Новосибирске, а Вы в Москве или Подмосковье, поездка в отдаленный регион станет проблемой.

Подача жалобы в ФАС с помощью ЭЦП. Важно убедиться, что Ваша ЭЦП работает с удостоверяющим центром ФАС. Также необходимо уточнить, на чей адрес следует подавать жалобу. После того, как отправили документы, позвоните и спросите, какой номер присвоен Вашему обращению. Впоследствии это избавит от ряда неприятных моментов: например, Вам могут неожиданно сообщить, что жалоба не принята к рассмотрению. Дополнительная проверка позволит защитить интересны в Новосибирске или другом отдаленном городе России.

Подача жалобы по почте – еще один способ отправления претензий к Заказчику или организатору торгов в ФАС. Обратите внимание! Точкой отсчета становится не момент отправки Вашей корреспонденции по почте, а дата получения жалобы сотрудниками ФАС.

Контролируйте сроки и внимательно проверяйте подписи

В случае подачи жалобы в электронном виде не забывайте об электронной подписи. Такие документы признаны равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно руководителем или ответственным лицом, действующим по доверенности. Если Вы подаете жалобу в ФАС в бумажном виде, обязательно проставьте на документах, которые прилагаете, подпись руководителя организации или доверенного лица.

Подать заявку на

комплексное сопровождение тендеров

Заполнить форму

Как подготовить жалобу в ФАС, если нет опыта?

В случае принятия Участником закупок решения о самостоятельной подготовке и подаче жалобы в ФАС, рекомендуем ознакомиться с информацией на сайте Федеральной антимонопольной службы. Обратите внимание на сроки подачи жалобы, статьи Закона о Контрактной системе. Здесь же размещен образец обращения.

Перед подачей жалобы в ФАС обратитесь за разъяснением к Заказчику тендера

Прежде чем писать жалобу, отправьте запрос на ЭТП с просьбой внести изменения в документацию о закупке. В запросе обоснуйте свою просьбу, сообщив, где, на Ваш взгляд, нарушаются нормативные акты 44-ФЗ или 223-ФЗ о защите конкуренции. Первый вопрос, который Вам зададут в ФАС после подачи жалобы, будет звучать так: «Обращались ли Вы к Заказчику за разъяснением?».

КАК ПОДГОТОВИТЬ ЖАЛОБУ В ФАС?

Для четкого и подробного описания проблемы, с которой пришлось столкнуться, полезно ознакомиться с опытом подачи аналогичных жалоб другими участниками тендеров. Найти документацию можно в Реестре жалоб, в Единой информационной системе в сфере закупок или базе решений ФАС. Зайдите на сайт zakupki.gov.ru, выберите схожие дела, изучите их содержание и проанализируйте заключения. Так Вы оцените вероятность собственного выигрыша.

Изучите аналогичные Вашей жалобы в Реестре и заключения по ним

Обязательно защищайте свои интересы в случае необоснованного отклонения заявки на участие в тендере или другого нарушения, которое лишает Вас возможности заключить выгодный контракт. Опыт Tender-Gold показывает, что при правильной организации взаимодействия с Заказчиком возможно не только успешное выполнение контракта, заключенного в результате обращения в ФАС, но и получение дополнительных контрактов.

Если Вам необходима помощь в составлении жалобы в ФАС или консультация экспертов по вопросам участия в тендерах, Tender-Gold к Вашим услугам. Звоните, мы поможем!

 

Важно понимать, что в случае установления факта нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе, его действия рассматриваются через призму Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ниже мы приводим соответствующие извлечения, актуальные по состоянию на 18.10.2017
КоАП РФ, Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

  1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система в сфере закупок) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, не более чем на два рабочих дня -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятнадцати тысяч рублей.
    1.1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, более чем на два рабочих дня -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
    1.2. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на один рабочий день -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей.
    1.3. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
    1.4. Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
    1.5. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
    1.6. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
    1.7. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
  2. Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, -
    влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
    2.1. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
  3. Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
  4. Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
    4.1. Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
    4.2. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
  5. Утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
  6. Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, -
    влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей.
  7. Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
  8. Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
  9. Утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
  10. Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения аукциона в электронной форме (далее - электронный аукцион), а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, -
    влечет наложение административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
  11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
  12. Утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
  13. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
  14. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
  15. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, -
    влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечания:
1. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
2. Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, является дата окончания календарного года.