8 ноября Минтруд опубликовал проекты приказов об утверждении новых профессиональных стандартов для специалистов и экспертов в области закупок. Актуализировать профстандарты потребовалось, чтобы привести их в соответствии с законодательством о закупках и об образовании, которые также изменились сравнительно недавно.

В проекте Минздрава уточняются требования к образованию и опыту профессиональной деятельности, а также привязка отдельных обобщенных трудовых функций к уровням квалификации. Также. Кроме того, новый профстандарт также был дополнен трудовыми умениями и знаниями в области противодействия коррупции.

1 января 2020 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 № 1001 "О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема".

Что же изменится в Новом году? Увеличатся два показателя, которые заказчикам необходимо выполнять для привлечения субъектов малого и среднего бизнеса.

Понятие гарантийных обязательств введено с 1 июля 2019 года федеральным законом 71-ФЗ.

Гарантийные обязательства – это гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объёму предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживания товара, к расходам на эксплуатацию товара, к монтажу, наладке товара и обучению лиц, которые впоследствии будут использовать товар и обслуживать его.

Они созданы как дополнительное средство защиты интересов заказчика в период действия гарантийного срока.

Новое постановление поможет малому или среднему бизнесу быстрее получать деньги по контрактам (или отдельным этапам контрактов), по которым такие предприятия являются исполнителями или поставщиками. Срок оплаты таких контрактов снижен вдвое — с 30 до 15 дней.

Это требование коснётся закупок, извещения о которых будут опубликованы в ЕИС после 1 января следующего года

Нововведение затрагивает все 3 формы закупок:

  • в тендере участвовали разные юрлица и ИП, включая самых мелких предпринимателей;
  • участниками торгов были только небольшие компании;
  • заказчик настаивал на привлечении к исполнению контракта именно малого или среднего бизнеса.

С принятием 263-ФЗ были внесены изменения в часть 3.1 статьи 4 223-ФЗ.

Старая версия законы выглядела так: план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определённых правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8.2 статьи 3, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утверждёнными такими заказчиками перечнями работ услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Обновлённая часть 3.1 статьи 4 223-ФЗ: план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определённых правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8.2 статьи 3 должен содержать формируемый на срок не менее чем 3 года раздел у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утверждёнными такими заказчиками перечнями работ услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

С августа 2019 года вступили в силу поправки 223-му федеральному закону – 70-ФЗ, которым непосредственно были внесены поправки в несколько пунктов статьи 1 223-ФЗ.

Согласно п. 4 и 5 ч. 2 ст. 1, ранее бюджетные учреждения, а также ГУПы и МУПы могли осуществлять закупки по 223-ФЗ за счёт грантов и субсидий, помимо трёх имеющихся в законе оснований.

Теперь бюджетные учреждения дополнительно получили право закупать во 223-ФЗ за счёт средств, полученных в дар, в том числе по завещанию или в качестве пожертвования.

ГУПы и МУПы теперь также вправе осуществлять закупки по 223-ФЗ за счёт средств, полученных в дар. Ранее у бюджетных субъектов 223-ФЗ такой возможности не было.

Сегодня, 25.09.2019 вступают в силу новые правила передачи документов операторам электронных торговых площадок. Правила касаются тех участников, которым необходимо подтвердить соответствие дополнительным требованиям. Без соблюдения этих правил такие претенденты не смогут оформить заявку на участие в торгах. Новый регламент не касается закупок, опубликованных в ЕИС до сегодняшнего дня.

Участнику необходимо заполнить форму на электронной площадке. Там указывается:

  • номер участника по единому реестру участников закупок;
  • номер позиции согласно приложению N 1 к Постановлению N 99;
  • цена выполненного контракта (договора) для подтверждения заявленного опыта;
  • информация, подтверждающая правопреемство (если есть).

ИНН и данные о наименовании участника подтянутся автоматически. Также необходимо приложить файлы, подтверждающие соответствие доптребованиям - к примеру, сканы печатных документов.

Оператор проверяет документы в течение 5 рабочих дней. По результатам проверки претендент может и получить отказ в размещении сведений о нём в реестре участников. Это возможно, например, если приложенные документы (их копии) соответствуют перечню, указанному в приложении N 1 к Постановлению N 99. В случае отказа участник вправе повторно подать заявку, устранив причину отказа.

Операторы электронных площадок будут передавать заказчикам данные о привлечении участников к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП).

Указанные данные операторы получат от Генеральной прокуратуры.

Обязательная доля участия малых и средних предпринимателей (СМСП) в закупках со следующего года станет больше.

Общий годовой объем закупок у СМСП должен будет составлять не менее 20%. При этом доля стоимости договоров с СМСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 18%.

Правительство внесло изменения в правила оформления банковских гарантий в сфере госзакупок. Новые требования связаны с тем, что с 1 июля 2019 года исполнитель дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если они есть в контракте.

Если исполнитель выберет банковскую гарантию в качестве способа обеспечения, в нее нужно будет включить положение о праве заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении исполнителем гарантийных обязательств. Требование можно будет предъявлять как в бумажном, так и в электронном виде.

В гарантию запрещено включать:

- положение о праве банка отказать заказчику, если не было уведомления о нарушении;

- требование предоставить банку отчет об исполнении гарантийных обязательств.

Новые правила заработают с 30 июля 2019 года.

 

Министерство собирается дополнить Приложение к Приказу Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» такими позициями как иностранные товары радиоэлектронной техники, сельскохозяйственной техники и оборудования и ряд других позиций.