Положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязывающими заказчиков по результатам проведения процедуры торгов заключить контракт с подрядчиком, предложившим более низкую цену контракта.
Однако, в Республике Крым в процессе проведения закупок работ по содержанию дорог цена контракта по результатам торгов зачастую опускается на уровень, несопоставимый с предметом закупки, что приводит к невыполнению исполнителем условий контракта либо выполнению его с нарушением качества и сроков сдачи объекта в эксплуатацию.
Для решения данной проблемы на законодательном уровне определен порядок выбора единственного подрядчика для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог регионального, межмуниципального или местного значения, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности муниципальных образований Республики Крым.
Законодатели увеличили обязательный объект госзакупок у малого бизнеса и социальных НКО с 15 до 25 процентов. Такой норматив начнет действовать в следующем году.
Кроме того, в 2022 году максимальный срок оплаты по контракту с субъектом малого бизнеса должен составить не более 10 рабочих дней, а в 2023 году – не более 7 рабочих дней. Сейчас данный срок составляет 30 дней.
В части ЭДО в контрактной системе в сфере закупок уточнено, что при наличии противоречий между данными в ЕИС и данными в информации и документах, направляемых участниками, приоритет имеют сведения в ЕИС.
Скорректированы конкурентные способы определения поставщиков. Их осталось три: конкурсы, аукционы, запрос котировок в электронной форме. Запрос предложений исключен.
Проводить электронный запрос котировок можно будет, если:
- НМЦК не превышает 3 млн рублей. Годовой объем закупок не должен быть больше 20 процентов СГОЗ или 100 млн рублей, если прошлогодний СГОЗ был менее 500 млн рублей.
- независимо от НМЦК и СГОЗ в отношении госзакупок отдельных товаров, работ, услуг.
В статье 24.2 закона № 44-ФЗ, где приведены правила регистрации участников в ЕИС и их аккредитации на площадках, закреплено, что для участия в закрытых процедурах аккредитованному на площадке участнику нужно направить оператору документальное подтверждение соответствия требованиям закупки.
Уточнено правило о том, что участник закупки не может являться офшором. Также нельзя иметь:
- в составе участников корпоративного юрлица или учредителей унитарного юрлица офшора;
- офшорных фирм в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно более чем 10 процентами голосующих акций хозобщества либо долей свыше 10 процентов в уставном капитале товарищества или общества.
В отношении конкурентных закупок определено, что если НМЦК составляет от 20 млн рублей, заказчик вводит доптребование – наличие в течение трех лет до даты подачи заявки исполненного контракта или договора по закону № 223-ФЗ. Стоимость по контракту или договору должна равняться не менее 10 процентам НМЦК нового контракта.
В отношении отмены закупки конкретизировано, что по истечении установленных сроков и до заключения контракта отменить закупку допустимо только при возникновении форс-мажора. При этом вводится общий срок для отмены закупки — не позднее чем за один рабочий день до завершения подачи заявок.
Конкретизированы сведения, которые включаются в извещение. Отдельно приводится перечень электронных документов, которые должно содержать извещение.
Обеспечение заявок станет доступно не только путем предоставления банковской гарантии. В новой редакции говорится о независимых гарантиях. Их выдают банки, ВЭБ РФ, фонды содействия кредитованию.
По исполнении контракта будет формироваться документ о приемке в электронной форме, подписанный УКЭП. Приводится список сведений, которые включаются в документ о приемке.
Нововведения вступают в силу со следующего года. Отдельные положения заработают в более поздние сроки.
Для признания товара российским заказчик в документации о закупке указывает требование о представлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке информации о нахождении товара:
- в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, или в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г, N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
- в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г., N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Для закупок среди СМСП заказчики утверждают перечень товаров (работ, услуг).
Предельная НМЦД для их обязательного приобретения у таких субъектов не должна превышать 200 млн руб., для "необязательного" - 400 млн руб. Последнюю правительство повысило до 800 млн руб. (пп. "б" п. 1 постановления).
В отношении закупок, в которых участвуют только субъекты МСП, заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг. При этом допускается закупка по данному перечню у любых лиц.
Постановление вступает в силу с 1 октября 2021 г.
На сайте Государственной Думы Российской Федерации опубликован Законопроект №1100997-7, который по состоянию на 29.06.2021 находится в Совете Федераций.
На что стоит, с нашей точки зрения, обратить внимание поставщикам:
- Произошло существенное сокращение конкурентных способов определения поставщика (остаются электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок).
- Повышен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при проведении запросов котировок в электронной форме с 500 тыс. рублей до 3 млн. рублей.
- При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику
до заключения контракта). - Увеличены основания для отклонения заявок в рамках гармонизации с положений Закона о контрактной системе с Федеральным законом от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств".
- Законопроект предусматривает предквалификацию - возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта. При этом предусмотрено требование о соответствии участника закупки, обжалующего положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок, вышеизложенному требованию об "универсальной стоимостной предквалификации". Так, в случае обжалования закупки с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 20 млн. рублей участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, независимо от предмета такого контракта, не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта по закупке, на которую подается жалоба в контрольный орган в сфере закупок.
- Законопроект по предложению ФАС России дополнен положениями о введении рейтинга деловой репутации участников закупки с установлением порядка его формирования и применения актом Правительства Российской Федерации.
- Вместо банковских гарантий вводится понятие "независимых гарантий", которые могу предоставляться государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", а также региональными гарантийными организациями.
На нашем Дзен-канале мы подробно рассматриваем предлагаемые изменения, которые размещены в нескольких блоках новостей.
Читайте, комментируйте, ставьте лайки!
Проект предусматривает проведение мониторинга Минфином России с последующей подготовкой им ежеквартальных и ежегодного отчета.
Мониторинг будет вестись на основе аналитической информации из единой информационной системы в сфере закупок, а также дополнительной информации (которая не размещается в этой системе), поступающей из Минпромторга России, ФАС России, Казначейства России и Корпорации МСП.
Для мониторинга достижения заказчиками по Закону № 223-ФЗ квот закупок отечественной продукции в ежемесячную отчетность заказчика вводится дополнительный раздел о совокупной стоимости поставленных ему товаров российского происхождения. Составление такого раздела и последующую агрегацию информации, размещенной всеми заказчиками, предполагается автоматизировать с использованием ЕИС.
Комиссия по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации одобрила подготовленные Минфином России изменения в Закон № 223-ФЗ о введении единых требований к банковским гарантиям, предоставляемым субъектами МСП.
Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект об изменении действующего порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" свело большинство действующих правил в один документ.
Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции", внесены изменения 223-ФЗ, 44-ФЗ, в частности:
- увеличен максимальный размер закупки у единственного поставщика до 600 тыс. рублей и 10 процентов от годового объема закупок;
- если контракт требует казначейского сопровождения, то заказчик может не устанавливать обязательное обеспечение контракта;
- если парламент принимает какой-либо закон в части способов и планирования госзакупок, то он вступает в силу только через год;
- в период, объявленный президентом нерабочим, дни недели с понедельника по пятницу следует считать рабочими в целях закона № 223-ФЗ.
Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции", внесены изменения 223-ФЗ, 44-ФЗ, в частности:
- увеличен максимальный размер закупки у единственного поставщика до 600 тыс. рублей и 10 процентов от годового объема закупок;
- если контракт требует казначейского сопровождения, то заказчик может не устанавливать обязательное обеспечение контракта;
- если парламент принимает какой-либо закон в части способов и планирования госзакупок, то он вступает в силу только через год;
- в период, объявленный президентом нерабочим, дни недели с понедельника по пятницу следует считать рабочими в целях закона № 223-ФЗ.