С принятием 263-ФЗ были внесены изменения в часть 3.1 статьи 4 223-ФЗ.

Старая версия законы выглядела так: план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определённых правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8.2 статьи 3, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утверждёнными такими заказчиками перечнями работ услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Обновлённая часть 3.1 статьи 4 223-ФЗ: план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определённых правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8.2 статьи 3 должен содержать формируемый на срок не менее чем 3 года раздел у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утверждёнными такими заказчиками перечнями работ услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Новшество заключается в том, что упомянутый в ч. 3.1 статьи 4 раздел о закупке должен теперь формироваться, как минимум, на трёхлетний срок. Эта поправка также вступила в силу. То есть, планирование закупок в соответствии с Постановлением Правительства №1352 стал более долгосрочным. Это было сделано как для удобства субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках, так и для удобства заказчиков.

Напомним, что в Постановлении Правительства РФ 1352 постулируется обязанность заказчиков, которые являются субъектами 223-ФЗ (перечень таковых указан в постановлении), привлекать определенный объём субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания услуг и выполнения работ.

Постановлением предусмотрено 3 опции для привлечения субъектов МСП:

  1. Проведение закупок, в которых не устанавливаются какие-либо ограничения. Просто после проведения закупки путём конкурентного отбора становится субъект МСП, и данная закупка, договор, который заключён по итогам её, идёт потом в общий зачёт.
  2. Закупки, когда заказчик устанавливает требование о том, что участником закупки может быть только субъект МСП.
  3. Закупка с необходимым привлечением в последующем победителем закупки для исполнения такого договора субъекта МСП.

Все 3 вида договоров, заключённых по итогам таких закупок, засчитываются в общий объём, на который заказчик должен закупиться среди субъектов МСП. Коррелирующая норма есть также и для заказчиков 44-ФЗ, установленная статьёй 30 44-ФЗ.

В настоящий момент законом предусмотрена административная ответственность для заказчиков, которые не выполняют соответствующие нормы по 44- ФЗ, и сумма штрафа там достаточно велика. Штраф составляет 50000 рублей для должностного лица, которое в организации отвечает за привлечение МСП. Что касается 223-ФЗ, то в настоящий момент в КоАП нет статьи, которая бы предусматривала административную ответственность за непривлечение МСП в нужном объёме, но в законе о закупках установлены другие негативные последствия для заказчиков. В случае невыполнения требуемой нормы необходимо будет закупаться не по 223-ФЗ, а по 44-ФЗ.

Политика направлена на то, чтобы расширить возможности для субъектов малого и среднего бизнеса, снизить для них административные барьеры для участия в закупках по 223-ФЗ. Соответственно, и санкции за неисполнение данного требования в настоящий момент также достаточно существенны для заказчиков по обоим законам.