В письме Минфина России от 30 января 2023 г. № 24-06-06/6966 отмечается, что контракт, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договор, заключенный в соответствии с Законом N 223-ФЗ, должен быть исполнен сторонами в полном объеме с учетом соблюдения требований об отсутствии неуплаченных неустоек (штрафов, пеней).
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России считает:
- заказчик обязан списать начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней);
- списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) предполагает отсутствие у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченной неустойки (штрафа, пени)
Учитывая изложенное, контракт, по которому списаны начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) суммы неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Постановлением N 783, может учитываться в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки установленному дополнительному требованию.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений части 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в части установления дополнительного требования к участникам закупки, сообщил:
...подтверждением соответствия участника закупки установленному заказчиком дополнительному требованию, предусмотренному частью 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, будут являться информация или документы, указанные в одном из подпунктов, перечисленных в пункте 4 Постановления N 2571.
При этом отмечается, что исполненные участником закупки контракты по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, а также все акты приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении таких контрактов и подтверждающие исполнение контрактов в полном объеме, могут являться подтверждением соответствия участника закупки только дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России в своем письме сообщил, что при осуществлении закупок, предполагающих выполнение работ, оказание услуг, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, помимо согласия участника, должна содержать, за исключением установленных частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ случаев:
- наименование страны происхождения,
- конкретные показатели и
- указание на товарный знак (при наличии) товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
При этом в отношении товаров, поставка которых при осуществлении закупок на выполнение работ, оказание услуг не осуществляется, наименование страны происхождения, конкретные показатели и товарный знак в первой части заявки на участие в электронном аукционе не указываются.
Минфин, ФАС и МЧС указали, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Госзаказчикам предоставляется право приобретать товары, необходимые для борьбы с короновирусной инфекцией, через процедуру закупки у единственного поставщика
В письме указывается, что в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.
Если в документации о закупке заказчик установил требования к гарантийным обязательствам, поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить их и дать обеспечение. Для этого он может предоставить в том числе банковскую гарантию, срок действия которой определяет сам.
Минфин указал, что в данном случае к сроку действия банковской гарантии применяются те же правила Закона N 44-ФЗ, что и для обеспечения исполнения контракта. Он должен превышать срок гарантийных обязательств минимум на месяц.
Срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Возможность уменьшения размера обеспечения контракта, предусмотренная частями 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, на обеспечение гарантийных обязательств не распространяется.
В случае выявления в соответствии с частью 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, Минфин России считает возможным рассмотрение комиссией по осуществлению закупок вопроса об отклонении заявки.
- Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации, предусмотренные положениями Приказа № 126н, применяются при проведении процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных положениями указанного приказа, в том числе в электронной форме.
- Условия допуска товаров, предусмотренные положениями Приказа № 126н, не применяются к товарам, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
- При наличии совокупности условий, установленных подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа № 126н, контракт заключается с участником закупки, которым предложена наименьшая цена контракта среди участников закупки, заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289.
- Указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
- Включение заказчиком в состав одного лота товаров, указанных в Перечне и не указанных в нем, не будет соответствовать условиям допуска товаров, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.
По соглашению сторон договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ, его цена может быть изменена в связи с повышением процентной ставки НДС, в случае если такое изменение не противоречит положениям соответствующего договора и положению о закупке.
Минфин России настоящим информирует об установленных операторами электронных площадок, оператором специализированной электронной площадки размерах платы при участии в закупках, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по состоянию на 07.12.2018: