Понятие гарантийных обязательств введено с 1 июля 2019 года федеральным законом 71-ФЗ.

Гарантийные обязательства – это гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объёму предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживания товара, к расходам на эксплуатацию товара, к монтажу, наладке товара и обучению лиц, которые впоследствии будут использовать товар и обслуживать его.

Они созданы как дополнительное средство защиты интересов заказчика в период действия гарантийного срока.

Заказчик может поставить в техзадании условие для поставщика - предоставить обеспечение гарантийных обязательств. Это не требуется делать при закупках большинства видов товаров, услуг и работ. Но в ряде случаев устанавливать требования к гарантии качества не только полезно, но и даже необходимо. К примеру, закупая мебель для офиса, Вы можете задать такое условие, а можете без этого обойтись. Но при закупке аппаратуры или транспорта, например, компьютерной техники или легковых автомобилей, Вы будете обязаны задать поставщикам условия по гарантийным обязательствам, а значит, и требовать от них обеспечить выполнение этих условий.

На практике обеспечение гарантийных обязательств предоставляют, когда контракт уже заключён, а документы о приёмке ещё не подписаны. 44-й федеральный закон (части 6 ст. 96) требует, чтобы размер обеспечения гарантийных обязательств не был выше 10% НМЦК. Снижать заданный размер обеспечения допустимо только, если контракт предусматривает отдельные этапы выполнения. В таких случаях сумма уменьшается пропорционально выполненным обязательствам. Для некоторых закупок нельзя снижать размер обеспечения, к примеру, для закупок медикаментов или адвокатских услуг, а также в закупках, имеющих отношение к обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения обязательств можно внести деньги непосредственно на счёт заказчика или воспользоваться банковской гарантией, срок действия которой должен быть, как минимум, на месяц дольше, чем действуют гарантийные обязательства. В законе не сказано, что заказчик обязан указать в контракте сроки возврата обеспечения гарантийных обязательств. Вернуть обеспечение, предоставленное в форме денежных средств, необходимо в разумные сроки.

Заказчикам желательно устанавливать сроки аналогично обеспечению выполнения контракта: не более 30 дней с даты завершения работы по контракту для большинства поставщиков и не более 15 дней для СОНКО и субъектов СМБ.

Хорошо это или плохо?

Заказчики будут охотно требовать обеспечения, особенно в сложных закупках, например, в закупках ценной аппаратуры, так как оно позволяет гарантированно получить закупку нужного качества. Поставщикам же повышение финансовой нагрузки грозит ростом сметной стоимости и, как следствие, убыточностью сделки. А значит, они нередко будут отказываться участвовать в закупках с обеспечением гарантийных обязательств.