В рамках данной публикации мы постарались обобщить собственный опыт участия в электронных аукционах по поставке компьютерного и телекоммуникационного оборудования, проводимых в основном в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

Этот опыт включает:

  • поставку телекоммуникационного оборудования с 50% прибыльностью (был подобран правильный аналог коммутатора, а у альтернативного вендора были получены низкие цены);
  • развертывание пилотной зоны компьютерного оборудования стоимостью 30 млн. руб.;
  • создание по требованию Заказчика тендерного подразделения, целью которого являлся допуск не менее 15 заявок на участие в
  • тендерах на поставку компьютерного оборудования.

Подготовка к аукциону

Как именно заполнить заявку на участие в аукционе знать необходимо, но еще более важно не забывать делать предварительный расчет стоимости поставки товаров (если Вы практикуете данный подход, то сервис Яндекс.Маркет и другие подобные сервисы наверняка уже оценены по достоинству).

Дело в том, что участие в тендерах мы рассматриваем с точки зрения возможности получения доходов. То есть бизнесом является поставка доступного нам товара, а аукцион является всего лишь способом его продажи.

При таком подходе оформление заявок оказывается своего рода проверкой на внимательность:

  • если Вы правильно подобрали оборудование, то роль тендерного специалиста заключается в дополнительном контроле правильности заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе (Формы 2);
  • подготовка второй части заявки на участие в аукционе представляет собой подготовку всего пакета документов, требуемых Заказчиком (указывается в извещении о проведении аукциона в электронной форме).

Безусловно, что чем большим временем на подготовку заявки на участие в аукционе вы располагаете, тем выше шансы на победу в аукционе. Именно по этой причине, кстати, наши Заказчики получают перечень тендеров 3 раза в неделю.

Составление спецификации

50% успеха в аукционах на поставку оборудования заключается в определении точного перечня товаров, требуемых государственным Заказчиком.

Если Вы пока не можете определить, находится ли данный аукцион под защитой у вендора, воспользуйтесь тем же Яндекс.Маркет для предварительной оценки стоимости поставки. Это позволит узнать, «лежат» ли в аукционе деньги. Например, если окажется, что прогнозная стоимость поставки товаров чуть ниже или даже выше начальной максимальной цены контракта (НМЦК), то участие в аукционе лишено смысла. Если же расчетная стоимость составляет 80% от НМЦК – это явный сигнал к возможности заработка денег Вами как Поставщиком в электронном аукционе.

Сервисы, подобные Яндекс.Маркет интересны еще и тем, что позволяют определить, существуют ли аналоги (эквиваленты) для требуемого Заказчиком оборудования. Так, если характеристики товара описаны таким образом, что поставка возможна только в отношении конкретного оборудования определенного производителя, а запросы на электронную торговую площадку с целью внесения изменений в документацию о закупке результатов не дают, то лучше экономить ресурсы и найти более прозрачный аукцион для участия.

Если спецификация на поставку товаров Вам известна, можете поздравить себя с небольшим позитивом! Небольшим потому, что в отношении предполагаемого к поставке товара необходимо узнать стоимость закупки, сроки и условия поставки (где забирается товар, как доставляется Заказчику, включен ли НДС в закупочную цену).

Для этого необходимо своевременно направить запрос в адрес вендора или поставщика товара (дистрибьютора, дилера). Если ответ на Ваш запрос не предоставляется, или срок ответа приходится на дату после окончания сроков подачи заявок на участие в аукционе, или же цена закупки сводит на «нет» весь доход, все это – верный признак защиты проекта.

Быстро разобраться с условиями поставки товаров помогут сервисы, подобные www.s4b.ru. S4B представляет собой уникальную поисковую систему по ценам и наличию товара на складах ведущих московских компьютерных фирм. В каталоге S4B представлены только те фирмы, которые реально имеют свой склад, а не виртуальные фирмы, работающие только по предоплате и перекупщики. Все цены и склады обновляются ежедневно.

Если Вы столкнулись с фактом защиты проекта по соответствующим позициям товаров, то направляйте тут же запрос на площадку, указывая на нарушения Закона о контрактной системе, а сами постарайтесь найти ближайшие аналоги требуемых к поставке товаров.

При этом не забывайте тот же Яндекс.Маркет, выдающий в результатах поиска товары от нескольких производителей. Если точного аналога нет, свяжитесь с вендором ближайшего аналога. Если речь идет о крупной закупке, то для данного аукциона может быть выпущена специальная партия оборудования, полностью соответствующая требованиям Заказчика.

Быстро разгадать «закладки» могут технические специалисты, которые с первого взгляда на техническое описание товара разгадывают «фирменный след» вендора.

Если Заказчик, не смотря на запросы на электронную торговую площадку, фактически отказывается от внесения изменений в документацию о закупке, защищайте свои интересы в Федеральной антимонопольной службе – механизм подачи жалобы в ФАС нами был рассмотрен ранее.

Решение об участии в аукционе

С нашей точки зрения решение о целесообразности участия в электронном аукционе на поставку товаров должно приниматься на основе анализа всех данных о предстоящих расходах, ожидаемых доходах и условиях поставки.

Специально для этих целей, на основе существующего опыта участия в аукционах на поставку компьютерного и телекоммуникационного оборудования, была разработана форма, в которой отражается:

  • стоимость закупки и стоимость поставки товара Заказчику с учетом прогнозируемого изменения курса валюты;
  • выявленные запасные варианты поставки аналогичных товаров;
  • указание поставщиков с конкретными сроками поставки товаров;
  • сопутствующие расходы на обеспечение заявки на участие в аукционе, обеспечение исполнения государственного контракта, возможный размер пени за несоблюдение сроков поставки товаров.

Подготовка заявки на участие в аукционе

В соответствии с 44-ФЗ государственный Заказчик имеет право формулировать требования к поставляемому товару. В большинстве случаев товар государственным Заказчиком уже выбран (или выбран поставщик, изначально отвечающий интересам госзаказчика). Наличие сделанного выбора проявляется в тщательном описании требований к значениям параметров товара в технической части документации электронного аукциона.

Именно по этой причине в государственных закупках и электронных аукционах в частности действует правило «Лучшее – враг хорошего!»

Это означает, что характеристики предлагаемого Вами товара должны быть не хуже и не лучше требуемых Заказчиком значений – они должны им четко и однозначно соответствовать.

Для контроля соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика специалисты Tender-Gold разработали соответствующую форму таблицы. Простые правила ее заполнения позволяют минимизировать ошибки при заполнении Формы 2, а то и вовсе их исключить.

Еще один способ, который применяют государственные Заказчики, верные в своей любви к выбранному товару или поставщику – постараться три сосны выдать за дремучий лес.

В результате работы лингвистов пояснения к требованиям к описанию товаров не только не делают его понятным, но и наоборот – запутывают восприятие его содержания.

Однако, в своем стремлении напустить туман Заказчики уходят иной раз столь далеко, что сами путаются в ими же придуманных правилах.

В результате у Поставщиков есть возможность «зацепиться» за допущенные Заказчиком ошибки и выиграть время на подготовку заявки на участие в электронном аукционе. С этой целью на электронную торговую площадку направляются запросы на разъяснение положений документации о закупке, а в отдельных случаях направляются жалобы в ФАС.

Разобравшись с казуистикой, не забудьте в своем предложении на поставку товаров избавиться от:

  • слов, предполагающих наличие альтернативного товара – например, в тексте Формы 2 должны отсутствовать слова «аналог» или «эквивалент»;
  • слов, указывающих на неопределенность значений: (не) должен (быть), (не) может (быть), (не) менее / меньше, (не) более / больше, (не) выше / ниже / шире / уже и т.д.;
  • символов, указывающий на неопределенность значений: >, <, ≤; ≥; ≠.

В противном случае Ваше предложение на поставку товара будет считаться содержащим неконкретные значения характеристик товара, а сама заявка на участие в электронном аукционе будет отклонена.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Обращаем Ваше внимание, что часть 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет товарный знак как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено требование об указании словесного обозначения товарного знака только при его наличии.

Таким образом, в случае, если предлагаемый к поставке товар не защищен товарным знаком, то отсутствие его словесного обозначения в первой части заявки на участие в электронном аукционе не будет противоречить положениям Закона N 44-ФЗ (см. Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 ноября 2016 г. N Д28и-3023 «Об указании товарного знака (его словесного обозначения) и фирменного наименования (при наличии) при заключении контракта на поставку товара, при подаче заявки на участие в электронном аукционе»). В подобных случаях мы рекомендуем указывать в первой части заявки на участие в электронном аукционе, что товарный знак отсутствует.

Понятие «страна происхождения товара», определено в Таможенном кодексе Таможенного союза. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Как правило, участники электронных аукционов указывают страну, где был произведен товар.

При этом некоторые из участников электронных аукционов используют названия стран не в соответствии с Общероссийским классификаторе стран мира, и оказываются за бортом аукциона вместе с теми, кто не указал страну происхождения товара.

Если Вы хотите получить допуск к участию в аукционе, найдите в сети Интернет ОКСМ и проверьте названия стран происхождения предлагаемых Вами товаров.

Не удивляйтесь, если обнаружите, что таких стран как США, РФ, КНР в с точки зрения ОКСМ (а значит, и с точки зрения государственного Заказчика, не существует.

Достаточно четко позиция по данному вопросу указана в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2015 г. N 08АП-11009/15. Кратко суть указанного постановления, основывается на том, что обозначение "КНР", не является ни полным, ни сокращенным, ни буквенным наименованием стран перечисленных в ОКСМ. В случае произвольного применения участником закупки подобных обозначений может ввести в заблуждение конкурсную комиссии и привести к несоответствию заключенных контрактов с неверным указанием наименования страны происхождения товара.

Не забывайте проверять состав Вашей заявки на участие в электронном аукционе в электронной форме с содержанием информационной карты.

Информационная карта содержит в том числе сведения о том, какими должны быть содержания и состав заявки.

Обратите внимание:

1. требований к форме документов Заказчик устанавливать не имеет права;

2. если есть разночтения между информацией, указанной в информационной карте, с данными, указанными в общей части документации о проведении аукциона в электронной форме, то руководствоваться положениями информационной карты.

Рекомендации Tender-Gold

Подводя итог сказанному выше, мы рекомендуем:

  • В целях эффективного использования имеющихся ресурсов концентрировать внимание на действительно важных для вашей компании электронных аукционах, и игнорировать при прочих равных те из них, которые имеют серьезные вопросы по закупочным ценам и срокам отгрузки от Поставщиков.
  • В паре с тендерным специалистом должен работать технический эксперт, хорошо разбирающийся в предмете закупки.
  • Помните, что участие в тендерах – не самоцель, поэтому контролируйте стоимость участия в аукционе в электронной форме.
  • Если сомневаетесь в правильности подготовленной вами заявки на участие в электронном аукционе, обратитесь в компанию Tender-Gold. Стоимость дополнительного экспертного контроля не может сравниться ни со стоимостью потенциального контракта, ни с чувством досады от допущенной Вами формальной ошибки, из-за которой Ваша заявка не была допущена к электронному аукциону.