К сожалению, участникам государственных закупок приходится сталкиваться с действиями (или наоборот, бездействиями) Заказчика, которые нарушают права и законные интересы участника тендеров.

Порядок действий участников закупок в таких случаях определен в главе 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе), а именно:

  • в Статье 105. Порядок подачи жалобы;
  • в Статье 106. Рассмотрение жалобы по существу;
  • в Статье 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В случае принятия решения самостоятельной подготовки и подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), участникам закупок, чьи права были нарушены, рекомендуем внимательно ознакомиться:

Кроме того, на сайте ФАС вы сможете найти и образец жалобы.

Для четкого и подробного описания проблемы, с которой пришлось столкнуться, будет полезным ознакомиться с опытом подачи аналогичных жалоб, которые можно найти в Реестре жалоб, доступном в единой информационной системе в сфере закупок или базе решений ФАС.

Не менее важным условием успешной подачи жалобы в ФАС является соблюдение сроков, указанных в статье 105 Закона о контрактной системе. По истечении соответствующих сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Стоит обратить внимание, что в соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса России, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если же последний день срока окончания подачи жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса России). Жалоба может быть рассмотрена и после заключения контракта, однако управления ФАС в этом случае предписания по устранению нарушений как правило, не выдают.

Подать жалобу в ФАС можно тремя способами:

  1. лично через канцелярию ФАС;
  2. в электронном виде;
  3. по почте.

Согласно ч. 8 ст. 18 федерального закона «О защите конкуренции», сама жалоба и все документы, которые к ней приложены, в обязательном порядке должны содержать личную подпись лица, ее подающего.

При этом, ФАС России обращает внимание на недопустимость возврата жалобы участнику размещения заказа по причине того, что она не содержит документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу, в случае, если она подписана единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, унитарного предприятия (письмо Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2011 г. №АЦ/45134 “О направлении разъяснений Территориальным органам ФАС России”). Отдельным письмом ФАС предоставила разъяснения о том, что требование о подтверждении полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества с ограниченной ответственностью, в случае подписания им жалобы, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено.

В случае подачи жалобы в электронном виде, она должна обязательно подписана электронной подписью. Обращаем внимание, что статьей 6 Федерального закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» определены условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.

Стоит обратить внимание, что в соответствии с позицией Минэкономразвития Россиижалоба на действия (бездействие) заказчика может быть подана участником закупки в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Согласно статье 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об электронной подписи», квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;
  2. квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;
  3. имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ;
  4. квалифицированная электронная подпись используется с учетом ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате лица, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).

Таким образом, если ФАС программными средствами не удастся проверить действительность ЭЦП, жалоба, поданная в виде электронного документа, может быть возвращена.

Принимая во внимание данное обстоятельство, мы рекомендуем подавать жалобы ФАС через канцелярию данной службы.

Специалистами нашей компании оказывается услуга подготовки жалобы в ФАСстоимостью 12 000 руб.

Если Вам требуется помощь, чтобы подать жалобу в ФАС, - заполните форму ниже и получите скидку в размере 10% от стоимости данной услуги.

Пример результата подачи жалобы в ФАС: Предписание ФАС.