В случае, если предметом закупки являются строительные работы, в которые включены другие работы, для выполнения которых требуется разрешение (лицензия) и которые могут проводиться с привлечением иных лиц, имеющих необходимое разрешение (лицензию), установление требований о выполнении этих работ участником, осуществляющим строительство, лично и о представлении в составе заявки копии соответствующей лицензии является неправомерным.

Учитывая, что в объект закупки входит в том числе выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а данная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Законом N 99-ФЗ, требование заказчиком наличия лицензии на выполнение указанных работ является правомерным (Определение ВАС РФ от 1 июля 2014 г. N ВАС-8248/14 по делу N А14-8727/2013).

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 февраля 2015 г. N Д28и-290

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией (далее - СРО), лицензия).

Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства СРО, закреплены в части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечень таких работ определен Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".

Таким образом, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Лицензирование и выдача свидетельства СРО являются различными формами регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.

Учитывая изложенное, в случае, если предметом закупки являются строительные работы, в которые включены другие работы, для выполнения которых требуется разрешение (лицензия) и которые могут проводиться с привлечением иных лиц, имеющих необходимое разрешение (лицензию), установление требований о выполнении этих работ участником, осуществляющим строительство, лично и о представлении в составе заявки копии соответствующей лицензии является неправомерным.

Учитывая, что в объект закупки входит в том числе выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а данная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Законом N 99-ФЗ, требование заказчиком наличия лицензии на выполнение указанных работ является правомерным (Определение ВАС РФ от 1 июля 2014 г. N ВАС-8248/14 по делу N А14-8727/2013).

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ

20.02.2015