Заказчики не вправе устанавливать в качестве критерия оценки заявки отечественное происхождение товара и устанавливать в документации о закупке приоритет товарам российского происхождения.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 апреля 2016 г. N Д28и-1038

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в части своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и сообщает свое мнение.

Основными принципами Закона N 223-ФЗ являются равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Участником закупки в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, положения Закона N 223-ФЗ призваны обеспечить равный доступ к закупкам для всех участников.

Необходимо отметить, что Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию. Базовые принципы Всемирной торговой организации предполагают предоставление национального режима при закупке товаров как отечественного, так и зарубежного происхождения.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) национальный режим не применяется только в случае закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей (государственные, муниципальные заказчики).

Учитывая, что закупки товаров, работ и услуг юридическими лицами, подпадающими под действие Закона N 223-ФЗ, осуществляются в том числе в целях коммерческой перепродажи или для использования в производстве для коммерческой продажи, к отношениям, которые являются предметом регулирования Закона N 223-ФЗ, положения соглашений всемирной торговой организации применяются в полной мере.

Таким образом, преимущественная закупка российских товаров в рамках Закона N 223-ФЗ может трактоваться как противоречащая базовым правилам всемирной торговой организации.

С учетом изложенного заказчики не вправе устанавливать в качестве критерия оценки заявки отечественное происхождение товара и устанавливать в документации о закупке приоритет товарам российского происхождения.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Врио директора Департамента
развития контрактной системы
А.А.ГАЛКИН

26.04.2016