О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. n 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) не предусмотрена ответственность за неверное указание кодов по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) при размещении информации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).

Вместе с тем при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2. При этом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, ответственность и нарушения могут возникнуть, в случае если код выбран с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.

По дополнительным вопросам, в том числе связанным с наложением административной ответственности при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, необходимо обращаться в ФАС России.

В случае если Постановлением N 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.

При этом выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемая участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе, является документом, с помощью которого заказчик в том числе устанавливает соответствие такого участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.

Срок, указанный в пункте 6 Особенностей, исчисляется в календарных днях, не включает в себя день размещения изменений в план-график и включает день заключения контракта.

Установление требования об обеспечении гарантийных обязательств возможно, если такие обязательства прямо предусмотрены контрактом и включены в срок исполнения контрактов

По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, неустойка может быть уплачена из средств банковской гарантии, в случае если условиями выдачи банковской гарантии не предусмотрено иное.

Закон N 223-ФЗ не запрещает заказчику изменять цену договора.

То есть заказчик вправе установить в положении о закупке порядок определения начальной (максимальной) цены договора о приобретении нефтепродуктов и определить случаи изменения цены при заключении или исполнении указанного договора.

Заказчик вправе установить в положении о закупке порядок определения начальной (максимальной) цены договора и определить случаи изменения цены при заключении или исполнении указанного договора.

 При заполнении заказчиком информации о сроке исполнения договора в реестре договоров под исполнением договора следует понимать полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств, то есть приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов). Заказчик вносит сведения об исполнении договора в реестр договоров в течение 10 дней с момента исполнения договора, то есть после выполнения сторонами обязательств по договору.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России не рекомендует принимать решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, в соответствии с информацией, предоставленной на официальных сайтах производителей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, поскольку такие сведения не относятся к официальным данным и не могут являться доказательством, однозначно свидетельствующим о предоставлении участником закупки достоверных данных о товаре.

По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, в случае если победителем электронного аукциона в составе первой части заявки на участие в таком аукционе была допущена техническая ошибка в номерном определении конкретной модели объекта закупки, но при этом конкретные показатели такого товара соответствуют требованиям документации об электронном аукционе, победителю электронного аукциона целесообразно указать на такую техническую ошибку в протоколе разногласий, составленном и размещенном в единой информационной системе в соответствии с положениями части 4 статьи 70 Закона N 44-ФЗ.

Согласно положениям статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случае, указанном в обращении, возможно заключение контракта с единственным поставщиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

В случае осуществления совместной закупки, начальная (максимальная) цена контракта которой составляет более двадцати миллионов рублей, заказчик не вправе установить ограничение участников закупки только из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не применяется при осуществлении закупок путем проведения запроса котировок в связи с тем, что данный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусматривает разработку документации о закупке.

Ппостановление N 102 не применяется при осуществлении закупок путем проведения запроса котировок в связи с тем, что данный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусматривает разработку документации о закупке.

По мнению Департамента, штрафы за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту могут быть взысканы любым способом, на усмотрение заказчика:

- за каждый случай неисполненного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, по факту его наступления;

- однократно за все случаи ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае расторжения договора с поставщиком во внесудебном порядке сведения о таком поставщике не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом N 223-ФЗ.

По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, в случае правопреемства при реорганизации юридического лица, предусмотренного статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, реорганизованное юридическое лицо сохраняет опыт ранее выполненных контрактов и осуществленных работ.

Лицо, ранее осуществившее реорганизацию и присоединившего иное лицо, включенное в реестр недобросовестных поставщиков, не вправе принимать участие в закупках в случае установления соответствующего требования согласно части 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и при условии, что вследствие реорганизации в составе его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа окажутся лица, включенные в реестр недобросовестных поставщиков, либо в реестр недобросовестных поставщиков будут включены сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.

Установление требования к участникам закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства о наличии у них свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации является обязательным.

При установлении единых требований к участникам закупки заказчику необходимо предусмотреть указание на возможность участника выполнить контракт с учетом соответствия максимальной планируемой стоимости подготовки проектной документации по одному договору, указанной в приложении к свидетельству о допуске саморегулируемой организации, начальной (максимальной) цене контракта.

Установление требований к участникам закупки работ по подготовке проектной документации о наличии у них свидетельства о допуске к иным работам в соответствии с Перечнем, помимо работ по организации подготовки проектной документации, возможно только в случаях, когда проектом государственного или муниципального контракта установлена обязанность подрядчика выполнить все работы или их определенную часть лично.

Разъяснение отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).

Победитель закупки не вправе по договору цессии уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.

Юридические лица, не подпадающие под действие Закона N 223-ФЗ "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не обязаны применять положения Постановления N 1352.

При этом закрепление в положении о закупке заказчика, на которого не распространяются положения Постановления N 1352, случаев закупки товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства может повлечь нарушение норм о конкуренции, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку ограничит допуск к закупкам остальным категориям участников закупки.

Если заказчиком в положении о закупке, принятом во исполнение Закона N 223-ФЗ, предусмотрен способ проведения закупки в форме торгов (конкурс или аукцион), согласно вышеперечисленным нормам законодательства Российской Федерации победитель закупки, проведенной указанным способом, не вправе по договору цессии уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.

В случае указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе одновременно нескольких стран происхождения предлагаемого к закупке товара, согласно декларации о соответствии на данный товар, заказчик не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.