Наделение уполномоченного органа, учреждения в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, только в части проведения открытых процедур не противоречит нормам Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Также отмечаем, что главой 25 ГК РФ предусмотрена ответственность за нарушение обязательств. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

При внедрении государственных информационных систем (далее – ГИС) Минсвязи РФ обращает внимание на необходимость самостоятельного принятия решений государственными и муниципальными заказчиками в части необходимых требований по защите информации, содержащейся в ГИС, в том числе в части выбора из Реестра общесистемного, прикладного, специального программного обеспечения, информационных технологий, а также средств защиты информации в соответствии с указанными требованиям ФСТЭК России, а также Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

По результатам мониторинга контрактной системы выявлены следующие недостатки, связанные с необоснованным применением пункта 9 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. N 191 утверждены Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году.

Заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

«Вертикальные» соглашения представляют собой соглашения между хозяйствующими субъектами, находящимися на различных уровнях технологического цикла, содержащие условия, в соответствии с которыми такие хозяйствующие субъекты будут осуществлять приобретение, продажу или перепродажу определенных товаров или услуг.

Если «вертикальное» соглашение между правообладателем и пользователем, не являющимися финансовыми организациями, соответствует всем признакам договора коммерческой концессии и требованиям к нему, установленным в главе 54 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, то такое «вертикальное» соглашение может быть признано допустимым.

При осуществлении закупок лекарственных препаратов способом электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

При осуществлении закупки путем проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений с применением  приказа N 155 в случае отсутствия в составе заявки участника закупки декларации о стране происхождения такая заявка отклоняется.

Вместе с тем при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона с применением  приказа N 155 в случае отсутствия в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о стране происхождения такая заявка не отклоняется.

Цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается - бюджетное законодательство не предусматривает, что поставщик может уступить третьему лицу право требовать оплату от заказчика, осуществляющего закупки по Закону N 44-ФЗ.

Определены случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта.

Муниципальное учреждение может выступать заказчиком по выполнению работ по капитальному и текущему ремонту имущества, не находящегося у него в оперативном управлении или на другом праве пользования, в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, в случае если учреждение наделено полномочиями по осуществлению данных работ (т.е. имеет государственное (муниципальное) задание) и соответствует предусмотренным его учредительными документами основным видам деятельности.

Изменение контракта по соглашению сторон допустимо в случае увеличения или уменьшения по предложению заказчика объема работ, предусмотренных контрактом, но не более чем на 10% цены контракта.

Поскольку учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы не являются субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, они не могут принимать участие в определениях поставщика, подрядчика, исполнителя, проводимых только для СМП и СОНО в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается заключение договоров с организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, предмет которых подпадает под перечень, за исключением работ (услуг), выполнение (оказание) которых предусмотрено договорами, заключенными до дня вступления в силу постановления N 1457.

Победитель электронного аукциона может быть признан уклонившимся от заключения контракта не ранее чем через тринадцать календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Закон N 223-ФЗ не запрещает заказчику изменять цену заключенного договора, при этом злоупотребление пролонгацией заключенного договора может привести к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к другим участникам закупки, что, как итог, приведет к нарушению норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В первой части заявки должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуги требованиям, установленным заказчиком в документации о закупке. То есть, в случае если документация о закупке содержит максимальные и (или) минимальные значения показателей, устанавливающих требования к закупаемым товарам (работам, услугам), то в первой части заявки участник закупки указывает диапазон таких показателей. В случае если документация о закупке содержит значения показателей, которые не могут изменяться, в первой части заявки участник закупки указывает конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.

Работы по проектированию объекта могут быть реализованы посредством проведения отдельной закупки без заключения контракта жизненного цикла, так как указанная закупка не предполагает последующие обслуживание и ремонт объекта.

Перечень оснований в законе № 44-ФЗ не предусматривает включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае расторжения контракта посредством заключения мирового соглашения.

На сайте Министерства экономического развития Российской Федерации опубликован Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году.